Грачев занят экономикой; результат - рекорд по «производительности» экономических законов, создавших «правила игры» на поле ипотечной системы, оценочной деятельности, налогообложения и проч...
- Иван Дмитриевич, как вы оцениваете ситуацию, которая развивается в России уже лет десять? За это время стало нормой в качестве примера приводить Запад - касается ли это устройства парламента или налоговой системы. Тем самым подразумевается возможность прямого заимствования чужого опыта. Есть ли, на ваш взгляд, такие модели, которые действительно можно заимствовать?
- В целом, конечно, нет.
- А в отдельных сферах?
- Налоговую реформу я бы позаимствовал у Перу, причем, напрямую. Систему управления госсобственностью, скорее, - у Турции, потому что напрашиваются аналогии с Россией: не слишком законопослушная страна, которая недавно встала на рыночный путь и в связи с этим организовала довольно жесткую систему управления госсобственностью.
- И это эффективно?
- С моей точки, зрения, это одна из наиболее эффективных систем для страны такого уровня развития. Многое можно позаимствовать у Германии, потому что наше законодательство, наша система обучения и воспитания, традиционно очень сильно была завязана на Германии. То, что касается малого бизнеса и внедрения результатов науки в рынок, то этот опыт можно позаимствовать у США. В этой сфере у них все заимствуют. Венчурное законодательство, например. В своих основных законах американцы прямо фиксируют, что поддержка малого бизнеса - это не экономическая проблема, а проблема выживания нации, проблема национальной безопасности.
- Судя по направленности вашей законтворческой работы вы намерены создать целую систему законов, обеспечивающих как раз именно развитие малого предпринимательства. Наибольшую известность приобрел ваш последний законопроект - «О защите прав и законных интересов предпринимателей». Следовательно, начинать надо даже не с поддержки развития, а с защиты?
- Безусловно. В законопроекте предусмотрено жестко зафиксировать права чиновников по отношению к предпринимателю, их личную ответственность (в частности, материальную), если чиновники эти правила нарушат. Конечно же, такие правовые документы, если их сделать законами прямого действия, увеличивают шансы предпринимателя. Но думать, что сразу после принятия закона ситуация на 100 процентов изменится - наивно. Мой собственный опыт таков: когда мне в законе удается зафиксировать недвусмысленное, прямого действия положение, то это обязательно будет воспринято предпринимателем. Который начинает на уже при помощи закона - через суды, напрямую, или, обращаясь непосредственно ко мне, - доказывать свои права. Поэтому такого рода законы создают дополнительные ресурсы для защиты предпринимателей.
- Одновременно вами формируется движение со сходными целями...
- Движение «Развитие предпринимательства» на данном этапе проходит период становления и развития региональных организаций. Так и задумывалось - относительно самостоятельные региональные организации. Часть из них в высшей степени успешно консультируют предпринимателей, другие успешно судятся за интересы предпринимателей. Например, белгородская команда, которая в судах весьма эффективно отстаивает интересы предпринимателей. Ккстати, она по всей стране распространила свою брошюру о том, что делать во время проверок - это очень конкретные рецепты, увеличивающие шансы предпринимателей в столкновениях с чиновниками...
- В «Отечестве», куда вы входите, на ваш взгляд, есть какая-то ясная, сформулированная идеология относительно проблематики предпринимательства, налоговой системы и т.д.?
- С этим все в порядке. Существует более ста разработок, - все, что касается проблем предпринимательства, налогов... И это основное, над чем предстоит работать в будущем. Блок создан для выборов в Думу и в случае успеха предложит свои идеи новому составу Думы.
- Вы удовлетворены тем, как востребованы ваши идеологии?
- В высшей степени. Полагаю, что, имея небольшую команду, которая умеет делать законы, и опираясь на то, что зафиксировано в программных документах, к этой работе можно будет привлечь довольно большую массу людей.
- Сейчас говорят о том, что фактор лоббирования, о котором еще десять лет назад просто не знали, стал доминирующим в работе Думы. Это так?
- В широком смысле, да. Я думаю, что любое, хоть трижды демократическое правительство, делает то, что его заставляют. Были, конечно, исключительные личности как Петр I (и то, в общем-то, неизвестно насколько независимыми были его решения)... А вообще говоря, это нормальная практика. Например, напасть на малый бизнес в нормальной стране никто не решится, поскольку это мощнейшее лобби. У нас ситуация искажена тем, что соответствующих структур для гражданского общества мало, они не сложились. А монопольные структуры или чиновничья рать - это отлично организованные системы, которые давно упорядочены и которые оказывают целевое давление на правительство и депутатов.
- То есть вы за лоббирование, но в широком общественном смысле?
- Да. Сейчас эффективно лоббируют свои интересы очень узкие системы, которые существенно смещают развитие страны. Я не против них. Я думаю, что это замечательно, что они соблюдают свои интересы. Но в противовес должны быть созданы мощные лоббистские структуры, отражающие массовые интересы. Они должны быть хорошо организованы.
Пример?.. Когда правительство пытается ввести дополнительные налоги на нефть, - заинтересованные лидеры 7-8 крупнейших корпораций созваниваются за полчаса и организуют массовую атаку на депутатов, на прессу... И обычно свои интересы отстаивают. А представьте себе, как созвониться миллионам средних и малых предпринимателей? Если у них нет жестко организованной системы, которая хорошо знает их интересы, то они всегда будут проигрывать. В этом смысле я намерен превратить движение «Развитие предпринимательства» в массового лоббиста - миллионов предпринимателей, развивающегося «среднего класса».
Газета «Аргументы и Факты - регион» (Казань), декабрь 1999 года, № 50